Всем здравия, мира и добра...
Поскольку в последнее время мы весьма много читаем исторической и околоисторической литературы, то хотелось бы высказать свое мнение о некоторых «историках» и версий историй, о которых они пишут.

Вот ведь какая интересная ситуевина получается. Если нам нужна компьютерная программа – мы идем, и заказываем ее программисту. Если нужно вылечить зубы – мы идем к стоматологу, если починить трубу – к сантехнику. Но не наоборот. Мы никогда не пойдем к сантехнику с просьбой вылечить нам зубы. А к программисту – починить нам водопровод. Ибо вполне резонно можно предположить, что каждый должен заниматься своим делом.

Но вот ведь незадача – последние несколько лет полки в книжных магазинах ломятся от произведений кандидатов физ-мат наук, журналистов-писателей, экологов, океанографов и других авторов, но не на темы, специфичные для их области деятельности, а... по истории.

Причем много пишут. Глубоко и широко охватывая историю нашей планеты. И ладно бы в заголовках книг давалось понять – это художественная литература, вольные размышления автора на историческую тему. Так ведь нет - «Новая история», «Альтернативная история», новая история такая, новая история сякая, Руси, Египта, всего мира, Европы, науки, религии и так далее, и так далее. И стоит эта литература не в разделе беллетристики, а именно в разделе исторической литературы подчас вытесняя ее количеством переизданий и тиражами (того же Гумилева около года назад было днем с огнем не сыскать).

Каждый из этих авторов поднял бы на смех доктора исторических наук, если бы последний начал бы серьезно, с дилетантскими апломбом, рассуждать на темы, в которых этот автор прекрасно разбирается (например, если взять Валянского или Фоменко – на темы из области тензорного исчисления или квантовой физики), но при этом сами себе позволяют аналогичные рассуждения в совершенно чуждой им дисциплине. Также не оставляет сомнения (глядя на звания и ранги авторов), что они прекрасно знают как должны писаться научные и научно-популярные труды, и что перечень источников и ссылки на них – просто обязательны, но именно ссылок на источники чаще всего мы не находим ни в текстах сиих произведений, не в их конце, а если и находим – то их количество (и качество) заставляет усомниться в качестве проведенных исследований. Мне, например, слабо представляется, что тот же Фоменко кладет весь свой отпуск на археологические изыскания, а Мизуны – на этнографические исследования Русской глубинки.

Да и правильно – зачем? Ведь потенциальному читателю абсолютно по-барабану – что и откуда взято (да и взято ли вообще). Он разбирается в предмете не многим хуже автора (ибо те, кто разбираются, такую литературу обходят стороной). По этому по мозгам ему можно ездить в любом направлении. Он вряд ли знает, что для того, чтобы сейчас заниматься серьезными историческими изысканиями надо знать:

- собственно историю

- археологию

- лингвистику

- антропологию

- военное дело

- географию

- климатолологию

- религиоведение

и многое многое другое.

Надо очень долго и кропотливо копаться в архивах выуживая и сверяя информацию из различных источников, хорошо знать труды древних и современных историков, философов, результаты исследований современных лингвистов, филологов, антропологов, астрономов, геологов, географов, археологов, этнографов, климатологов и многих многих других специалистов. А теперь внимание – вопрос. Как может тот же кандидат физ.-мат. наук перелопатить такую гору информации, чтобы на более-менее должном уровне написать, например, новую историю Египта? Или Европы? А самое главное – когда ему эту информацию лопатить? В промежутках между написанием докторской, зарабатыванием денег, ведением научных исследований, обучением стунеднтов (не говоря уже о семье)? Наверное, у авторов после всего этого остается куча свободного времени, которые они могут потратить на загран-командировки в зарубежные архивы, изучением всех необходимых источников и т. д. и т. п.

Вот и получается, что при таком раскладе нам с умным видом впаривают «лигвистические» выводы уровня «корнет-кларнет-тромбон», исторические цитаты, выдранные из контекста и переформулированные до неузнаваемости, подогнанные под ответ астрономические расчеты, перевернутые (в буквальном смысле) с ног на голову результаты археологических исследований и многое другое, сдобренное умными фразами, выстроенными по всем законам софистики и риторики. И подается все это, как непреложная истина. Это, кстати, и отличает сии произведения от серьезных исторических трудов (пусть даже и написанных в науч-поп. формате), ибо любой историк прекрасно знает, что в данном вопросе абсолютной истины быть не может, и еще в предисловии обязательно сделает оговорку – что, мол, это лишь одно из мнений, т. к. источников не достаточно а потому как дело было на самом деле мы можем лишь догадываться.

И люди это читают. И принимают за чистую истину. И, что самое интересное – не глупые, вообще говоря, люди то... Оно понятно – история, она ведь все стерпит. Ее можно переписать, предать забвению, исказить. Ведь никто точно не знает – что было «тогда» (и чем дальше это «тогда», тем менее оно известно), а потому открывается широчайшее поле для околоисторических спекуляций. Но при все при этом как то забывается, что тому, кто выстрелит в прошлое из пистолета, оно (прошлое) ответит пушечным ядром. И коверкая нашу собственную историю сейчас, мы, вообще говоря, сильно рискуем. Ибо у кого нет прошлого – у того нет и будущего.


Комментарии
16.11.2005 в 11:53

Nihil est in intellectu, quod non prius fuerit in sensu... (nisi intellectus ipse)
Я, как человек, серьёзно занимающийся историей,можно сказать, профессионально, полностью согласна с твоими размышлениями. Мои мысли читаешь... Но откуда у тебя такие мысли?
21.11.2005 в 23:44

Всем здравия, мира и добра...
Откуда, откуда - из головы :) Шутка. Надо сказать, что история не является моей специальностью, скорее - увлечение. Просто некоторое время назад заинтересовался историей нашей страны, историей происхождения славян, историей религии, начал ходить по книжным магазинам, покупать разную литературу.... И вскоре выяснилось, что большинство книг, на первый взгляд кажущихся "тем, что надо!" на поверку оказываются ну если не "пшиком", то литературой, достойной лишь ознакомления. Ибо... (читаем выше). Помимо книжных магазинов пошел к дедушке-историку. Он снабдил литературой уже совершенно другого характера, по прочтении которой и возникли такие вот мысли, потому как разница видна невооруженным взглядом. И сразу стало понятно - где что.



ЗЫ: Сейчас, кстати, неспешно изучаю труд В. Й. Мансикки "Религия Восточных Славян. Анализ источников". Хочу заметить, что старые добрые цитаты из ПВЛ, НПЛ, "Поучений", о которые было сломано множество копий, встают в совершенно другом свете.